ОУ "Сосновская школа"
646811, Омская область, Таврический район, с. Сосновское, ул. Улыбина, 5
  • О школе

    Полное наименование образовательной организации:
    Общеобразовательное учреждение «Сосновская школа имени Семёна Семёновича Зенковича» Таврического района Омской области

    Сокращенное наименование образовательной организации:
    ОУ «Сосновская школа»

    Полное наименование: Общеобразовательное учреждение «Сосновская школа имени Семёна Семёновича Зенковича» Таврического района Омской области

    Сокращенное наименование: ОУ «Сосновская школа»

    Дата создания: 01.09.1931г. 

    История школы

    В конце 1920-х годов в стране началось бурное колхозное и совхозное строительство. На территории Омской области по решению партии и правительства было создано несколько крупных зерносовхозов, в том числе и Сосновскиий совхоз. Население хозяйства росло. Поэтому встала необходимость открытия в селе Сосновское школы. Вначале с 1931 года это была начальная школа. Здание было саманное, построенное из местных стройматериалов. Количество жителей в Соссновском росло, поэтому появилась необходимость в увеличении школьного помещения. В 1936 году из кирпича возвели еще одно здание. С тех пор и вспоминают старожилы: «У нас было две школы — белая и красная». В 1937 году школа стала средней, в ней сложился хороший коллектив во главе с первым директором Тарасовой Зинаидой Григорьевной, учителем физики по специальности. Первый выпуск состоялся в 1939 году. Школу окончили Зенкович В., Мосиенко П., Моисеенко А., Кочубей В., Кузнецов П.

    Кадры учителей пополнялись выпускниками институтов. Заочно учились работающие учителя. Инициативные начинания педагогов Сосновской школы распространяются на всю область, сюда направляются делегации для изучения передового опыта. В предвоенные годы с введением среднего образования увеличился отъезд ребят для поступления в техникумы, училища и институты. Дети неграмотных родителей теперь могли получать высшее и среднее специальное образование. В семьях появились учителя, врачи, агрономы, инженеры. Многие выпускники кончали курсы и получали специальности трактористов, комбайнеров, шоферов. Эти кадры в войне и стали базой подготовки танкистов и других специалистов сложной военной техники.

    Конец 30-х годов оказался напряженным для многих государств, в том числе и для Советского Союза. 1 сентября 1939 года был принят закон о всеобщей воинской повинности. Призывной возраст сокращался с 21 года до 18 лет. Интересная работа проводилась в школе. Возглавлявший Таврический районный отдел народного образования А. Ф. Клименко уделял оборонной работе особое внимание. Во всех средних и семилетних школах работали кружки по военно-прикладному направлению, ребята сдавали нормы на значки, участвовали в соревнованиях. С сокращением возраста по призыву на военную службу комиссии стали проходить 17-19-летние ребята. И почти не было фактов признания не годных к службе по состоянию здоровья.

    Составной частью оборонной работы стала перестройка школьных программ по истории. Включались разделы о Ледовом побоище, Куликовской битве, Бородинском сражении. Издавались книги об Александре Невском, Дмитрии Донском, Минине и Пожарском, Александре Суворове. Учителя и старшеклассники ходили по производственным участкам и проводили громкие читки. Особенно активно эта работа стала проводиться с началом войны.

    Из документов областного архива мы узнаём, что военно-физкультурной подготовкой были охвачены учащиеся с 1 класса. Особое внимание уделялось допризывной подготовке юношей и девушек 8 – 10 классов. Для этого в школе имелся стрелковый тир площадью 50 кв.м., военный кабинет, одна учебно-боевая винтовка и 3 ручные гранаты.

    В годы войны школа работала в 2 смены. Классных кабинетов было 16 и обучалось от 380 до 450 человек. Численный состав менялся достаточно часто. Причины выбытия были разные: нехватка одежды и обуви, работа на предприятии, длительная болезнь, отдалённость жилья, исключение из школы, мобилизация в РККА и трудармию лиц немецкой национальности, поступление в ФЗО и ремучилища.

    Школа работала в обычном для того времени напряжённом режиме. Помимо учёбы, учащиеся собирали лекарственные травы, участвовали в весеннем севе и уборочной компании. Перед уроками обязательно проводились политинформации о событиях на фронте,  и это было очень важно, так как газеты приходили с опозданием на 5-6 дней. На одном из районных совещений отмечалось, что очень хорошо в Сосновской школе работают тимуровские бригады. Систематически проводились беседы на темы – «Каким должен быть советский школьник», «Дружба  и товарищеская  выручка», «Как учились В.И.Ленин и И.В.Сталин», «Что означает снятие головного убора» и т.д. Работали кружки художественной самодеятельности.

    Учителя стремились к повышению успеваемости, несмотря на трудности, а их было достаточно: чернила готовили сами из берёзовой коры и валерианового корня, мел – из серой и белой глины. Иногда приходилось писать гусиными перьями. Вместо тетрадей – устаревшие книги, газеты, журналы. Не хватало карт по истории и географии, учебников для старших классов. В помещении холодно, школа давно не ремонтировалась. И постоянный голод, который не давал сосредоточиться на уроках. На одном из районных совещаний отмечалось, что в Сосновской школе 75 наиболее обездоленным учащимся государство выделило средства для горячих завтраков.

    Но самая большая проблема – постоянная текучесть и нехватка педагогических кадров, отсутствие опыта и соответствующего образования у молодых учителей. Именно об этом говорил на совете учителей Азовского района в январе 1944 года Жуков из Сосновской школы: «Обидно, что о школе ничего не говорят. Сменилось 7 завучей и 4 директора! К началу учебного года школа не подготовлена! Успеваемость 75 %. Никто не помогает, и только некоторую помощь произвёл совхоз. Срыва занятий не было. За каникулы устроили 3 субботника по заготовке дров. Коллектив в основном молодой». И  реплика из президиума: «Не надо списывать всё на войну!»

    Но проблему нехватки учителей всё-таки надо было решать. В целях обеспечения выполнения плана приёма студентов в педагогические и учительские институты,  с 1946 года директорам школ было приказано принять активное участие  в пропаганде педагогического образования среди выпускников 10 классов (беседы, чтение отрывков из произведений К.Д.Ушинского других классиков русской педагогики.)

    Работали в Сосновской  школе в это время Алексеенко Галина Алексеевна, Гудкова (Атрощенко) Анна Терентьевна, Ходак Вера Михайловна (из эвакуированных), Костомарова Елизавета Ефремовна, Дмитриенко П.Д., Горчакова Анна Исааковна, Ульянова Ан.А., Махинич Прасковья Трофимовна, Овечкина Лидия Владимировна  — учителя начальных классов, Жданова Нина Павловна – математик,  Леленко Елена Михайловна, Шевченко Надежда Андреевна – математик, Масленникова Елена Владимировна (учитель географии, завуч), Родионова Надежда Игнатьевна — географ,). Директорами были – Батрышев, Иваницкая, Попов Павел Степанович, …

    Директором школы тогда был Батрышев.

    С 1941 года и до самой смерти в 1951 году работал в Сосновской школе Костомаров Ефрем Петрович, переведённый из Воронковской неполной школы.

    Преподавал русский язык и литературу. За успехи в учебно-воспитательной работе часто получал благодарности, поощрения. Заочно учился и закончил Омский педагогический институт. В годы войны был мобилизован, но не на войну, а из-за плохого зрения в стройбат в Омск. В 1944 году добровольно ушёл на фронт. Дошёл до Вены, вернулся с фронта по окончании войны тяжело больным, но продолжал работать в школе. Всегда был активным в общественной работе. Ефрем Петрович был настоящим педагогом, умелым, чутким воспитателем. Просто, с открытой душой относился к своим ученикам и их родителям. Помогал бедным, чем мог, опустившимся взрослым помогал исправиться и умело добивался этого, за что пользовался глубоким уважением и любовью односельчан.

    Во время войны и после её окончания в школе появились учителя – фронтовики. В  1943 году  после ранения прибыл в Сосновское  и стал работать военруком, затем завучем и учителем истории до 1957 года Пилипенко Семён Михайлович. Тракторное дело вёл Петрушин Николай Сидорович. Бывшая зенитчица Чеглакова Евдокия Макаровна преподавала военное дело. Сусленко Иван Григорьевич, до войны работавший в Воронковской неполной школе, с 1946 по 1969 год в Сосновской школе был географом и завучем. Казаков Фёдор Яковлевич пришёл в школу в 1948 году, стал историком, а затем завучем.

    История сохранила имена и других учителей, работавших сразу после войны – Пивницкая Софья Михайловна, Овчаренко Вера Петровна, Клочкин Николай Степанович — учителя начальных классов, Портянкина (Чеглакова) Любовь Петровна — учитель начальных классов, а затем учитель русского языка и литературы, Денежкина Д.К., Зенкович Валентина Александровна — учителя русского языка и литератур, Овсянкина Анна Александровна — химик, Рудаков Григорий Семёнович — географ, Толстик Екатерина Иосифовна – учитель математики и физики.

    Какими это были учителя, можно понять из письма Крутиковой (Водопьяновой) Надежды Петровны, выпускницы школы. Вот отрывок из письма,  которое было послано в адрес вечера встречи выпускников в 2004 году: «Очень хочется передать низкий поклон нашей школе и той плеяде учителей, с которых мы делали свою жизнь. Учителя наших выпусков 1950-1951- 1952 годов  — это эталон человека и Учителя: Анна Александровна Овсянкина, Ефрем Петрович Костомаров, Надежда Андреевна Шевченко, Елизавета Ефремовна Костомарова, Прасковья Трофимовна  Махинич, Семён Семёнович Зенкович».

    Как приходилось жить в это время школьникам вспоминает сын Костомарова Ефрема Петровича, Алексей Ефремович, окончивший Сосновскую школу в 1947 году:

    «В годы войны большинство из нас учились и работали. Как только заканчивалась учёба в школе, мы сразу шли работать всё лето — на посевной. На сенокосе, уборке урожая, на маслозаводе по производству постного масла, в реммехмастерских, на кирпичном заводе по изготовлению черепицы. Это было трудное время, но у меня никогда не возникало чувство тяжести, недовольства. Наоборот, это время было самым светлым. Приятное чувство остаётся и сейчас от удовлетворения, что мы жили дружно, стремились делать только добро, относились друг к другу как самые близкие и родные люди. Мы находили время и для отдыха и развлечений. Всегда радовались. Когда привозили и показывали в клубе кинофильмы. Организовывали танцы. А настоящим праздником были дни, когда в совхоз приезжали из Омска концертные бригады. И у нас в школе была организована художественная самодеятельность. В наше время основными организаторами её были моя сестра Елизавета Ефремовна и Махинич Прасковья Трофимовна

    — обе работали учителями начальных классов, Сахарова Нина, старшая пионервожатая».

    Продолжает воспоминания Елизавета Ефремовна Костомарова:

    «В 1941 — 1942 учебном году я училась в 9 классе, уже после того, как на фронт ушли все мужчины и работающая молодёжь, взяли на фронт всех мальчиков 9-10-х классов и учителей мужчин. В классе остались одни девочки. Не стало учителей по химии и физике и мы готовились по очереди и объясняли материал другим. В 9-ом классе ввели в школьную программу тракторное дело. Сдали мы теорию и сразу нас послали работать в поле. В 1943 году я закончила 10 классов и меня оставили работать учителем начальных классов, а через 2 года закончила 3-х месячные курсы по подготовке учителей математики в Омске и работала в родной школе до 1949 года».

    Во время войны и после её окончания в школе появились учителя – фронтовики. В  1943 году  после ранения прибыл в Сосновское  и стал работать военруком, затем завучем и учителем истории до 1957 года Пилипенко Семён Михайлович. Тракторное дело вёл Петрушин Николай Сидорович. Бывшая зенитчица Чеглакова Евдокия Макаровна преподавала военное дело. Сусленко Иван Григорьевич, до войны работавший в Воронковской неполной школе, с 1946 по 1969 год в Сосновской школе был географом и завучем. Казаков Фёдор Яковлевич пришёл в школу в 1948 году, стал историком, а затем завучем.

    Костомаровы Елизавета и Алексей очень тепло вспоминают родную школу : « Наша школа всегда отличалась хорошей организацией ученического коллектива, дружным трудолюбивым коллективом учителей. Дети получали глубокие теоретические и практические знания, навыки трудолюбия, основы честного, доброго отношения к людям. Уверены, мы не достигли бы в жизни того, что у нас есть, если бы преподаватели нашей школы  ни привили нам постоянного стремления познавать, интереса к знаниям». 9 мая 1945 года, когда объявили об окончании войны, почти вся школа вышла на субботник на посадку аллеи мира в школьном парке вдоль дороги от клуба до столовой совхоза. После войны с 1945 по 1947 год директором школы был Попов Павел Степанович.

    После демобилизации вернулся в Сибирь в 1947 году и распоряжением Омского облоно был назначен директором Сосновской средней школы Азовского района (ныне Таврического района) бывший черноморский моряк Зенкович Семён Семёнович, где проработал 30 лет. Семен Семенович создал прекрасный коллектив, который отличился творческой энергией, преданностью избранной профессии. Учителя, которые с ним работали, вспоминают Семена Семеновича как очень строгого и требовательного директора. В школе была идеальная чистота и порядок и в этом тоже весь Семен Семенович, который всегда болел душой за жизнь школы, за детей, которые там учились.

    В Сосновском зерносовхозе было несколько отделений. Учащиеся, проживающие там, в старших классах обучались в Сосновской средней школе. И если первоначально они жили на квартирах у сосновцев, то в 1949 году был для них открыт интернат, который располагался в 2-х зданиях, принадлежащих совхозу, общей площадью 168 кв.м. в середине 1950-х годов в интернате проживало около 60 человек. Не хватало для учащихся не только помещения, но и постельных принадлежностей, мебели, посуды, специальной комнаты для занятий. Появилась потребность увеличить не только количество воспитателей (в 1950-е годы здесь работали Вековцова М.Т., Федоровская…, Дружинина Е.Т.), но и ввести должность ночной няни, так как учащиеся на ночь оставались одни, без присмотра.

    Ещё долгие годы проживали учащиеся отделений в этих старых зданиях барачного типа. По результатам проверки 1959 года отмечается, что электричеством, печным отоплением, противопожарным инвентарём интернат обеспечен. Есть отдельная комната для приготовления домашних заданий. Санитарно-гигиеническое состояние удовлетворительное. Питались учащиеся интерната в совхозной столовой. Плата за питание – 12 рублей в месяц. Из 86 учащихся, проживающих тогда в интернате, 10 – на государственном обеспечении.

    Когда в 1961 году было принято решение о строительстве новой школы, встал вопрос и об интернате. С середины 1960-х годов одно из жилых 16-и квартирных двухэтажных жилых зданий, расположенных недалеко от школы, было передано под интернат. Долгие годы воспитателями там работали супруги Денежкины Николай Яковлевич и Надежда Архиповна, Терентьева Раиса Захаровна, Фатьянова Валентина Антоновна, Вековцова Матрёна Тимофеевна, Томко Мария Дмитриевна, Скрыльник Валентина Афанасьевна, Кирьяш Анна Михайловна, Винокурова Нина Николаевна.

    При Зенковиче С.С. большое внимание уделялось  трудовому производственному обучению. Был создан великолепный пришкольный участок, которым руководила учитель химии и биологии Овсянкина Анна Александровна. Она подключила к облагораживанию территории возле школы всех учащихся и учителей, даже начальных классов. Школьники средних и старших классов выращивали свёклу, кукурузу, картофель, при этом проводя опыты. Возле школы был разбит великолепный сад, в котором радовали глаз клумбы с самыми разнообразными цветами. Трудностей при этом хватало. На одном из заседаний педагогического совета школы в 1957 году  Анна Александровна жаловалась на отсутствие леек для полива, изгороди, проблемы с водой. Но усилия учащихся и учителей были вознаграждены. А Чернорай Нина, ученица 10 класса, в 1958 году получила Свидетельство от  ВДНХ, как юный садовод. В 1959 году пришкольный участок Сосновской  школы был удостоен поощрения от ВДНХ.

    В  апреле 1958 года состоялось расширенное заседание педагогического совета, на котором присутствовал директор Сосновского совхоза Вирич Григорий Яковлевич. Встал вопрос о создании ученической производственной бригады по опыту школ Ставропольского края. Вирич Григорий Яковлевич пообещал всяческую поддержку этому начинанию и слово своё сдержал – выделялась техника, был прикреплён агроном. Летом 1958 года начала действовать гордость Сосновской  школы — ученическая производственная бригада, настоящая школа трудового мастерства. Огромный вклад в создание и работу УПБ внесла учитель химии и биологии Овсянкина Анна Александровна, которой одной из первых в районе в 1965 году было присвоено почётное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».

    В начале 1960-х годов Сосновская школа получила статус школы с производственным обучением. Велась подготовка специалистов – тракторист-машинист, животноводы-механизаторы. Учащиеся проводили опыты по заданию учёных СибНИИсхоза. А когда приходило время участвовать в конкурсах УПБ, учащиеся школы выступали достойно. В 1974 году ученица 10 класса Зоя Верховская участвовала во Всероссийском конкурсе юных мастеров машинного доения в Ставрополье вошла в число 10 лучших и приняла участие во Всесоюзном слёте членов УПБ. В 1976 году Альтергот Анатолий стал победителем областного конкурса юных полеводов и затем принял участие во Всероссийском конкурсе на Алтае. В 1979 году Сергей Бойко участвовал во Всероссийском празднике трудовых школьных объединений в г. Ставрополье.

    Первоначально культстан УПБ располагался за селом в палатках, а в конце 1960-х годов были построены вагончики.  Не стояла на месте и культурно-оздоровительная жизнь в бригаде.

    При Зенковиче С.С. в 1958 году была создана гордость Сосновской  школы — ученическая производственная бригада, настоящая школа трудового мастерства.

    Огромный вклад в создание и работу УПБ внесла учитель химии и биологии Овсянкина Анна Александровна, которой одной из первых в районе было присвоено почётное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».  Возле школы был разбит чудесный сад с благоухающими клумбами цветов. Традиции, заложенные в то время, дали свои результаты. Именно поэтому в 1982 году, года в Омской области проводился Всероссийский слет членов ученических производственных бригад, конкурс юных пахарей проходил именно в Сосновском. Двое из воспитанников школы заняли призовые места. В этом помогли не только родные стены, но и полученные в школе знания техники, приобретенный опыт работы на тракторах,  а  в 1983 году УПБ Сосновской  школы стала участницей Выставки достижений народного хозяйства СССР. Большой вклад в это время в развитие ученической производственной бригады внесла неутомимая труженица, учитель биологии Стрепетилова Нина Львовна.

    Школа перешла на односменные занятия, что сказалось на улучшении качества обучения. Но и в прежние годы Сосновская школа всегда добивалась хороших результатов и была одной из лучших в области. И всё это благодаря слаженному, работоспособному коллективу  учителей.

    Свыше 10 лет в Сосновской школе проработали:

    • Алексеенко Галина Алексеевна – учитель начальных классов (1943-1977),
    • Пилипенко Семён Михайлович-учитель военного дела и истории (1943-1957),
    • Чеглакова Любовь Петровна- учитель русского языка и литературы (1945-1984),
    • Овсянкина Анна Александровна-учитель химии (1945-1969),
    • Сусленко Иван Григорьевич (1946-1969),
    • Зенкович Семён Семёнович-учитель физики (1947-1978),
    • Рудаков Григорий Семёнович-учитель географии (1947-1966),
    • Рудакова Мария Фёдоровна-учитель начальных классов (1947-1985),
    • Зенкович Валентина Александровна-учитель русского языка и литературы (1947-1975),
    • Казаков Фёдор Яковлевич (1948-1969),
    • Овчаренко Вера Петровна-учитель начальных классов (1948-1977),
    • Дзюба Мария Ивановна-учитель географии (1951-1985),
    • Острикова Фаина Гавриловна-учитель домоводства (1952-1965),
    • Григорьева Тамара Ивановна-учитель русского языка и литературы (1953-1973),
    • Вековцова Матрёна Тимофеевна-учитель домоводства (1955-1979),
    • Колодина Валентина Васильевна- учитель начальных классов (1955-1979),
    • Стрепетилова Нина Львовна (1955-1992),
    • Махинич Прасковья Трофимовна-учитель пения (1956-1980),
    • Дружинина Екатерина Тимофеевна-учитель истории (1956-1979),
    • Лилисон Зинаида Давыдовна- учитель биологии (1956-  ),
    • Лилисон Лидия Давыдовна-учитель математики  (1956- ),
    • Шушунова Мария Петровна-учитель начальных классов  (1957-1973),
    • Блажчук Евгения Васильевна-учитель английского языка (1957-1996),
    • Рябокляч Владимир Петрович-учитель математики (1957-1985),
    • Коврига Лидия Сергеевна-учитель математики (1957-1982),
    • Арефьева Дарья Константиновна-учитель вечерней школы (1957-1970),
    • Терентьева Раиса Захаровна-воспитатель в интернате (1960-1987),
    • Чепурная Раиса Пантелеевна- учитель математики (1962-1990),
    • Фромм Полина Кузьминична-учитель русского языка и литературы (1962-1975),
    • Бибикова Зоя Ивановна- учитель начальных классов (1963-1985),
    • Бибиков Василий Антипович-учитель труда и НВП (1963-1989),
    • Кабакова Алевтина Николаевна-учитель русского языка и литературы (1964-1976),
    • Чернорай Виктор Павлович-учитель физической культуры (1964-1981),
    • Гейдерих Павел Павлович-учитель математики (1964-1975),
    • Гейдерих Нина Ивановна-учитель физики (1964-1976),
    • Кирьяш Анна Михайловна- учитель начальных классов, воспитатель в интернате (1964-1995),
    • Хомченко Зинаида Андреевна- учитель русского языка и литературы (1965-1977),
    • Горюнова Надежда Владимировна-учитель биологии (1967-1976),
    • Чернорай Галина Семёновна- учитель биологии (1968-1996),
    • Моисеенко Алексей Фёдорович- учитель физики (1970-1981),
    • Моисеенко Антонина Алексеевна- учитель химии (1970-1981),
    • Денежкин Николай Яковлевич- воспитатель в интернате (1971-1988),
    • Денежкина Надежда Архиповна- воспитатель в интернате (1971-1985),
    • Клипак Иван Игнатьевич (1971-1994),
    • Навальная Нина Яковлевна- учитель начальных классов (1971-2011),
    • Гаммель Эльвира Ивановна-учитель немецкого языка (1971-1992),
    • Голик Светлана Григорьевна –учитель географии (1975-2011),
    • Тиханова Валентина Сергеевна- учитель химии (1975-2013),
    • Иванова Наталья Михайловна- учитель немецкого языка (1976-2010),
    • Тетерина Татьяна Семёновна- учитель русского языка и литературы (1977-2010),
    • Бугаева Ирина Ильинична- учитель математики (1977-2008),
    • Гунько Мария Владимировна- учитель начальных классов (1982-2010),
    • Скачков Александр Николаевич- учитель физики (1982-1997),
    • Морозова Галина Витальевна- учитель русского языка и литературы (1982-2011),
    • Голик Валентин Петрович-учитель истории (1982-2011),
    • Ферулёва Людмила Андреевна- учитель начальных классов (1983-1995),
    • Сушкова Валентина Михайловна- учитель начальных классов (1983-2000),
    • Страшинская Александра Никитична — учитель математики (1984-2003),
    • Маруда Андрей Михайлович- учитель физической культуры (1984-1997),
    • Гидион Ольга Адольфовна- учитель немецкого языка (1985-1995),
    • Каракальцева Надежда Александровна-учитель математики (1985-2001),
    • Кулишова Любовь Ивановна- учитель русского языка и литературы (1985-2005),
    • Головченко Нина Ивановна- учитель географии (1985-2011),
    • Жарый Тамара Ивановна- учитель русского языка и литературы (1985-2005),
    • Орёл Надежда Николаевна- учитель начальных классов (1985-2009),
    • Фромм Галина Яковлевна- учитель немецкого языка (1986-2000),
    • Новикова Ирина Владимировна- учитель начальных классов (1986-2011),
    • Валиулина Наталья Николаевна- учитель биологии (1986-2013),
    • Серкова Нина Ивановна- учитель русского языка и литературы (1989-2003),
    • Морожникова Ольга Викторовна- учитель биологии (1992-2005),
    • Ходаков Юрий Иванович-учитель технологии(1994-2010),
    • Ферулев Иван Юрьевич- учитель технологии(1995-2011).

    Прославилась школа и развитием художественной самодеятельности. Десятки ребят посещали занятия хора, вокальных кружков, которые с самозабвением вела Махинич Прасковья Трофимовна. Идеальное звучание, культура поведения на сцене, любовь к песне  – вот что отличало многочисленных участников  Сосновского хора, вокальных и фольклорных ансамблей.

    Сосновский совхоз в 1950-1970-е годы славился своими спортивными достижениями. Немалая заслуга в этом принадлежала учителям физической культуры, которые с малых лет прививали любовь к спорту, здоровому образу жизни, сами показывали блестящие спортивные результаты.  Это Рудаков Григорий Семёнович (член сборной команды района по футболу), Елизарова (Лепкова) Лилия Фёдоровна (чемпионка области по конькобежному спорту; ей принадлежит идея внутрисовхозной спартакиады), Елизаров Владимир Фокеевич (вёл секцию тяжёлой атлетики), Маруда Фёдор Афанасьевич (член сборной команды района по футболу), Чернорай Виктор Павлович (тренер по футболу и хоккею).  Вот наиболее яркие победы сосновских школьников. 1961 год — Евдокименко Анатолий и Евдокименко Людмила – чемпионы области по конькобежному спорту. Петрова Любовь – чемпионка области по лёгкой атлетике (толкание ядра), преподаватель физической культуры – Елизарова Лилия Фёдоровна. Чернорай Виктор  – чемпион области по лёгкой атлетике, преподаватель физической культуры – Маруда Фёдор Афанасьевич. Чепуренко Надежда, Сухорукова Татьяна, Стародедова Любовь,  Деген Мария – чемпионки Королевы спорта «Таврическое — 1975» по велосипедному спорту, тренер – Гейдерих Павел Павлович.

    Зенкович Семён Семёнович, как бывший фронтовик, уделял большое внимание военно-патриотическому воспитанию учащихся.

    Одним из первых в ней был создан музей Боевой Славы. Во главе этой важной работы стояли бывшие фронтовики учитель географии Сусленко Иван Григорьевич,  учитель истории Рудаков Григорий Семенович, выпускник военного училища военрук  Бибиков Василий Антипович, старшая пионерская вожатая Махинич Прасковья Трофимовна. Многие из выпускников школы шли в военные училища, за других из частей получали благодарственные письма за хорошую подготовку ребят к военной службе.  Заслуги Зенковича Семена Семеновича в этом направлении педагогической  деятельности  были  по  достоинству  оценены Почётной грамотой к 50-летию ДОСААФ. Огромную работу по допризывной подготовке проводили военруки школы Бибиков Василий Антипович, Балкунов Анатолий Яковлевич.

    Большую роль в организации внеклассной деятельности играли пионерская дружина имени Д.М.Карбышева и комсомольская организации школы. Яркий след в руководстве ими оставила Вера Сергеевна Евсюкова, организатор по внеклассной работе. Её начинания продолжила Надежда Николаевна Мартынова, оставаясь на этом посту более 25 лет. Именно активность пионеров и комсомольцев в общественной жизни школы привела к тому, что некоторые из них были удостоены права поехать во всесоюзные лагеря. С 1962 по 2008 год побывали в «Артеке» Христолюбов Владимир, Страшинская Александра, Драгоненко Людмила, Бредова Любовь, Вексель Людмила, Яннюк Константин, Докин Игорь (который как секретарь одной из лучших комсомольских организаций области был направлен в 1982 году в Москву на Всесоюзный семинар комсомольских работников), в «Океане» — Валиулин Александр, Кирьяш Алексей, Берг Наталья.

    До 1963 года школа располагалась в двух зданиях, так называемых «красной» и «белой» школе. Благодаря его заботам и инициативе на территории Сосновского в 1963 году построено новое трехэтажное здание школы на 520 мест, заложен великолепный школьный сад, теплица. Зенкович Семён Семёнович за заслуги перед народным образованием был                       удостоен в 1968 году звания «Заслуженный учитель школы РСФСР», награжден медалью «За трудовое отличие».  Но главная награда это то, что у него были последователи. Десятки учителей – ученики Семёна Семёновича. Он мог быть доволен, так как считал, что краше профессии учителя нет!  В 2000  году на здании  школы была установлена мемориальная доска в память о Зенковиче  Семене Семеновиче.

    Зенкович Семён Семёнович за     заслуги перед народным образованием был удостоен в 1966 году звания      « Заслуженный учитель школы РСФСР», награжден медалью «За трудовое отличие».  Но главная награда это то, что у него были последователи. Десятки учителей – ученики Семёна Семёновича. Он мог быть доволен, так как считал, что краше профессии учителя нет!

    С 1978 по 1981 год директором школы был Моисеенко Алексей Фёдорович, ранее работавший завучем, а затем назначенный заведующим Таврическим РОНО. С 1981 по 1982 год школу возглавляла Кондрашова (Пустовая ) Любовь Семёновна.

    Валентин Петрович Голик проработал директором в Сосновской  школе  с  апреля  1982 года  по  март   2011 года.

    В     руководстве  школой  он  продолжил  традиции,  которые  были  заложены  прежними  директорами  школы:  Зенковичем  С.С.,  Моисеенко  А.Ф., Пустовой Л.С.

    Особенно  долгое  сотрудничество  у него  было  с Семёном Семёновичем.  Под   руководством  Валентина Петровича   был сформирован сплоченный  помолодевший  коллектив, который активно осваивал современные технологии, участвовал в творческих проектах и конкурсах, добиваясь положительных результатов. Валентин Петрович был уважаемым в районе педагогом, пользовался заслуженным авторитетом среди учащихся, учителей, родителей.  5 октября 2012 года в Международный день учителя на  здании Сосновской средней школы была  установлена  мемориальная  доска  в  память  о  директоре    школы  Голике  Валентине  Петровиче.

    С 2008 года в школе велось  профильное обучение, которое способствует повышению результатов при сдаче ЕГЭ. За время его  директорства  учащимися было получено 15 золотых и 35 серебряных медалей. Среди работников школы 17 человек имеют I категорию, 6 – высшую. Три педагога – стали победителями Всероссийского конкурса «Лучшие учителя России» — Морозова Галина Витальевна, Скачкова Ирина Андреевна, Коляда Галина Григорьевна.

    Ежегодно учителя школы принимают участие в  районном  конкурсе «Учитель года». Призёрами конкурса были Мартынова Надежда Николаевна- учитель математики, Скачкова Ирина Андреевна, учитель физики, Кулишова Любовь Ивановна- учитель русского языка и литературы, Коляда Галина Григорьевна, учитель начальных классов, Шмидт Елена Фридриховна, учитель физики. А Валиулина Наталья Николаевна в 2008 году и Мищенко Елена Ивановна в 2014 году стали победителями конкурса на муниципальном этапе и приняли участие в конкурсе на региональном уровне. Гущина Наталья Евгеньевна- призёр Областного этапа Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России-2010», «Педагог-психолог России-2014» .

    Ежегодно учителя школы принимают участие в  районном  конкурсе «Учитель года»:

    • Мартынова Надежда Николаевна- учитель математики, призёр «Учитель года-1997»,
    • Эшметов Андрей Владимирович-учитель иностранного языка, участник «Учитель года-2000»,
    • Скачкова Ирина Андреевна — учитель физики, призёр «Учитель года-2004»,
    • Кулишова Любовь Ивановна- учитель русского языка и литературы, призёр «Учитель года-2005»,
    • Фирсина Александра Евгеньевна-учитель начальных классов, участник «Учитель года-2006»,
    • Коляда Галина Григорьевна — учитель начальных классов, призёр «Учитель года-2007»,
    • Валиулина Наталья Николаевна- учитель биологии, победитель  «Учитель года-2009», участник областного этапа,
    • Зябрева Татьяна Анатольевна — учитель технологии, участник «Учитель года — 2010»,
    • Гущина Наталья Евгеньевна- педагог-психолог, призёр Областного этапа Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России-2010», призер областного конкурса «Педагог школы для всех-2014»,
    •  Бредова Ирина Иосифовна-учитель физической культуры, участник «Учитель года-2011»,
    • Чулкова Оксана Александровна-учитель географии, участник «Учитель года-2012» в номинации «Успешный дебют»,
    • Мищенко Елена Ивановна-учитель математики, победитель «Учитель года-2013», участник областного этапа,
    • Шмидт Елена Фридриховна — учитель физики, призёр «Учитель года-2014».

    В последние годы  возросло число учащихся – победителей на муниципальных предметных олимпиадах, участников региональных олимпиад, создано научное общество учащихся, которое способствовало развитию творческих способностей школьников.  В 2003 году – 3 место у Рыжак Ольги по биологии, в 2008 учебном году ученицы 10 класса Берг Наталья заняла 1 место, а Олейникова Яна —  2 место по биологии. Они же заняли 2 место по технологии в предметных олимпиадах на региональном уровне. В 2013 году по экологии призёрами стали Веприкова Яна и Гауцель Даша. И всё это благодаря неутомимой работе учителей —  Валиулиной  Натальи Николаевне и Зябревой Татьяне Анатольевне! Берковский Виталий Николаевич подготовил по физической культуре Баклину Наталью и Первушина Андрея (призёры) и Сидорову Наталью (трижды призёр). Есть успехи и у воспитанников Бредовой Ирины Иосифовны. Велькер Владимир дважды становился призёром и один раз победителем. Такие же успехи были у Шатурина Евгения. Успешно выступали в своих возрастных группах в Кроссе Наций Берковский Илья и Сидорова Инесса.

    Было создано научное общество учащихся, которое способствовало развитию творческих способностей школьников. Вот некоторые итоги работы НОУ. Дипломы областных научных конференций получили Курынкин Сергей и Лебедев Илья ( руководители Ходаков Ю.И. и Ерёменко В.И.), Буца Ольга и Белоусова Ольга ( руководители Скачкова И.А. и Ерёменко В.И.),  Береговой Максим и Макаренко Артём, Карабалин Турсун и Курынкин Сергей, Донис Константин (руководитель  Скачкова И.А.),  Усенова Айгерим (руководитель Морозова Г.В.),  Берг Наталья, Олейникова Яна и Незванова Даша, (руководитель Тиханова В.С.), Леньков Евгений (руководитель Мартынова Н.Н.). Мартынова Надежда Николаевна подготовила группу учащихся (Гесс Филипп, Пименова Надежда, Чуркина Екатерина, Антонов  Дмитрий, Рукосуев Андрей, Филоненко Натан, Коноплёв Виталий) для участия в молодёжном проекте «Точка опоры» от областного правительства, которая  заняли 3 место в области.

    И всё это благодаря неутомимой работе учителей! Свыше 10 лет в школе работают:

    • Мартынова Надежда Николаевна- учитель математики (с 1975 года),
    • Денишкина Лидия Егоровна-библиотекарь, (с 1975 года),
    • Саввон Наталья Александровна-учитель истории, (с 1977 года), воспитатель ГПД (с 2011 года),
    • Щекочихина Антонина Яковлевна — учитель русского языка и литературы (с 1980 года),
    • Шейко Татьяна Петровна- учитель математики (с 1980 года),
    • Бурдюк Ирина Леонидовна- учитель русского языка и литературы ( с 1981 года),
    • Скачкова Ирина Андреевна – учитель физики, (с 1983 года),
    • Назаренко Галина Анатольевна- учитель начальных классов (с 1984 года),
    • Бредова Ирина Иосифовна-учитель физической культуры, (с 1984 года),
    • Пучко Ольга Георгиевна- учитель математики (с 1987 года),
    • Коляда Галина Григорьевна- учитель начальных классов (с 1987 года),
    • Бибикова Ирина Николаевна -учитель начальных классов (с 1987 года),
    • Берковский Виталий Николаевич- учитель физической культуры, (с 1988 года),
    • Зябрева Татьяна Анатольевна- учитель технологии ( с1989 года),
    • Эшметов Андрей Владимирович – учитель иностранного языка (с 1991 года),
    • Шмидт Елена Фёдоровна – учитель физики и информатики ( с 1989 по 1993, с 2006 года),
    • Мищенко Елена Ивановна — учитель математики (с 1991 года),
    • Фирсина Александра Евгеньевна — учитель начальных классов (с1992 года),
    • Степаненко Зоя Валентиновна — учитель начальных классов ( с 1992 года),
    • Эшметова Лариса Владимировна – старшая пионервожатая     ( с 1992 года), учитель начальных классов ( с 2010 года),
    • Кирьяш Елена Анатольевна – социальный педагог (с 1994 года),
    • Пучко Любовь Александровна — учитель русского языка и литературы ( с 1995 года),
    • Кабанова Ирина Николаевна — учитель истории (с 1998 года),
    • Гущина Наталья Евгеньевна – психолог ( с 1999 года),
    • Шестакова Наталья Ефимовна — учитель русского языка и литературы ( с 2000 года),
    • Сергиенко Ирина Александровна — учитель начальных классов ( с 2001 года),
    • Ферулева Антонина Анатольевна- учитель математики (с 2001 года),
    • Табачук Александр Александрович – учитель ОБЖ  (с 2001 года),
    • Широкова Ольга Ивановна – старшая пионервожатая (с 1992 года), учитель ИЗО (с 2002 года).

    Физическое  воспитание  ребят  одно  из  направлений  работы  школы  и  её  директора. Никогда  это  направление  не  было  в  стороне  от  забот  Валентина  Петровича.  Сообща  формировали  материальную  базу,  привлекали  тренеров  общественников.   Школа    добивалась больших успехов в соревнованиях различного уровня благодаря учителям физической культуры Берковскому Виталию Николаевичу, Бредовой Ирине Иосифовне, Маруда Андрею Михайловичу. И результаты были налицо! 1989 год — Калошина Наталья становится призёром области в беге на 100 метров и чемпионкой в эстафете на 400 метров .1990 год —  Команда юношей «Алмаз» Сосновского ОПХ занимает 3 место в первенстве Омской области по футболу. В 1994 году -команда юношей «Алмаз» Сосновского ОПХ занимает 3 место в первенстве Омской области по футболу. 1994-1996гг. — Проценко Олеся  неоднократно становится чемпионкой области по лёгкой атлетике. В 2008 году Баклина Наталья – чемпионка области по волейболу, Франц Иван, Трухин Сергей, Маруда Михаил – чемпионы области по мини-футболу. 2011 год — 7 «Б» занимает 1 место в области в соревнованиях «Президентские состязания» и 4 место в финальных Всероссийских соревнованиях в г. Владивостоке. Команда баскетболистов заняла II место в XXII областном турнире по баскетболу памяти воина-интернационалиста Евгения Ануфриенко в  2012 году. В этом же году команда школьников в составе Елеушевой Алии, Дюсенова Жандоса, Панченко Василия и Берковского Ильи  заняла I место в первенстве Омской области по русским шашкам «Чудо-шашки» среди обучающихся. 2013 год —  Альжанов Арман занимает  II место в соревнованиях по фехтованию,  III место в областных соревнованиях по фехтованию на колёсах в спартакиаде среди лиц с ограниченными возможностями здоровья «Сильные духом», посвящённой Международному дню инвалидов. 2014 год —   I место в турнире по баскетболу «Переходящего кубка памяти Ю.А.Гагарина» среди образовательных учреждений Омской области. Колошина Виктория, Темиркалина Амина, Елеушева Айида, Елеушева Алия в 2015 году стали призёрами областных соревнований по русским шашкам. Чемпионами областных соревнований «Кожаный мяч» стали Манник Данил, Гетман Антон, Литвиненко Виктор, Берковский Илья. А Берковский Илья стал ещё и призёром межрегиональных соревнований по футболу.

        Берковский Виталий Николаевич преподаёт физическую культуру на уровне, позволяющем подготовить перворазрядников и студентов для Омской академии физической культуры и колледжей. По его стопам пошли Пустовой Борис, Трухин Сергей, Бойко Анна, Баклина Наталья, Берковский Всеволод. Есть последователи и у Бредовой Ирины Иосифовны – Ляшенко Татьяна, Мериковская Екатерина.

    На базе Сосновской школы ежегодно проводятся областные  турниры памяти:

    • Горового Е.М. (баскетбол),
    • Ануфриенко Е. (баскетбол),
    • Улыбина И.К.  и Пустового Б.Я. (футбол),
    • Берковского Н.Н.(русские шашки).

           Развитие туризма также было одним из важных направлений внеклассной работы. Оно проводилось в двух направлениях. Первое – поездки по городам СССР. Оно началось в середине 1960-х годов. Инициаторами туристических поездок были Сусленко Иван Григорьевич и Моисеенко Алексей Фёдорович, продолжили Евсюкова Вера Сергеевна, Мартынова Надежда Николаевна, Саввон Наталья Александровна. Второе направление туризма связано с  ежегодными поездками учащихся в Боровое.

             Особенно активной стала  туристическая работа в 1980-е годы с приходом в школу бывшей выпускницы, учителя литературы Кулишовой (Бредовой) Любови Ивановны. Был создан туристический клуб «Робинзон», члены которого серьёзно осваивали туртехнику, стали призёрами областного слёта туристов-школьников. Им стали покоряться не только вершины Борового, но  предгорья Кавказа, Алтай, Байкал, Урал. Первая категория сложности была присвоена лыжному 130-ти километровому походу по маршруту Седельниково–Муромцево–Большеречье. Наиболее активными участниками туристического клуба «Робинзон» на протяжении нескольких лет были Гергенрейдер Ира, Колошины Женя и Наташа, Курнышова Света, Лихтенвальд Витя, Лубенский Витя,  Поляков Серёжа,  Рыжаков Саша, Сидорова Света, Солодаренко Надя, Темник Оксана, Толубенко Таня, Шаманский Володя, Шнайдер Рома, Якушинская Вера.

         В последние годы туристическую работу возглавила Мартынова Надежда Николаевна. Учащиеся выступают на районных и областных смотрах и показывают хорошие результаты. Сидорова Любовь в 2012 году заняла 1 место по спортивному ориентированию в областных соревнованиях.

    Большое внимание в школе уделялось патриотическому   направлению в воспитательной работе.

    Комната Боевой Славы, созданная ещё при  Зенковиче С.С.,  продолжала  свою  работу. Кроме того, в конце 1990-х годов юные музейщики Плахутина Оля, Табачук Оксана, Екимовских Таня, Кошелева Таня, Руденко Катя, Соловьёва Надя активно включились в поиски предметов старины,  и в результате в 2002 году был открыт музей быта. А в 2008 году — Музей истории школы, к созданию которого много усилий приложили   Берковский Александр,  Брюханова Ирина, Габдуллина Динара, Буц Сергей,  Гунько Александр, Дворцова Виктория, Дзюба Мария,  Кульниязова Альмира, Погосян Анаит,  Пфайф Ирина, Карпеева Софья, Мищенко Екатерина, Уразова Нина.

             Музей в 2012, 2014 и 2015 годах за работу  стал победителем на I, III и IV районных фестивалях музеев среди школ района, в 2013 и 2015  годах вошёл в число победителей областного конкурса «МУЗеум» и областного слёта активистов музея (руководитель — Саввон Наталья Александровна). Активными активистами музея в последние годы являются Веприкова Яна, Андрусенко Александра, Коврига Валерий, Елеушева Алия, Емельянова Надежда, Опаец Любовь, Фирсин Дмитрий, Рогожкина Валерия, Тернова Владислава, Савкив Иван, Ферулёва Тамара, Дибигова Радима, Чирясова Софья, Франц Екатерина, Зверев Виталий, Фроликова Анастасия, Шинауров Кирилл, Гаммель Каролина, Лекарева Алина. Школьный музей заслужил право принимать у себя Героя России  Цветова Ю. в марте 2015 года.

                С 1999 года один раз в два года  проводятся школьные краеведческие конференции. Учителя и учащиеся школы постоянно участвуют в районных Рябининских чтениях.

    Трудовое воспитание школьников осуществлялось в ученической производственной бригаде. Традиции, заложенные в то время, дали свои результаты. Именно поэтому в 1982 году, года в Омской области проводился Всероссийский слет членов ученических производственных бригад, конкурс юных пахарей проходил именно в Сосновском. К этому времени был построен новый культстан. Коврига Анатолий принял участие в конкурсе,  а затем представлял нашу область на Всесоюзном конкурсе в Целинограде, где был удостоен призового места и серебряной медали.  В этом помогли полученные в школе знания техники, приобретенный опыт работы на тракторах.  В 1983 году УПБ Сосновской  школы стала участницей Выставки достижений народного хозяйства СССР. Голик Валентин Петрович  Главным  Комитетом  ВДНХ  СССР  был удостоен серебряной медали  ВДНХ  «За достигнутые  успехи в развитии народного  хозяйства  СССР». Большой вклад в это время в развитие ученической производственной бригады внесла неутомимая труженица, учитель биологии Стрепетилова Нина Львовна, которая одна из первых в районе в 1980 году была удостоена звания «Отличник просвещения СССР».

          В 1968 году ученическая комсомольская  организация Сосновской средней школы получила Почётную грамоту от Омского обкома ВЛКСМ в честь 50-летия ВЛКСМ.  В 1970 году коллективу Сосновской средней школы в честь 100-летия со дня рождения В.И.Ленина была вручена Юбилейная почётная грамота от Омского обкома КПСС, исполкома областного Совета депутатов трудящихся и областного совета профсоюзов.  Работа школы по подготовке молодёжи к службе  была оценена Омским облвоенкоматом — Грамота от II за место в областном смотре на лучшую постановку начальной военной подготовки и военно-патриотического воспитания учащихся в 1979-1980 гг. Грамоту от Военного Совета Краснознамённого Сибирского военного округа школа получила  за II за место и подготовке молодёжи к службе в Вооружённых Силах СССР в 1979 году. 1980 год. В 1985 году школа была  награждена  грамотой Министерства  Просвещения РСФСР  «За  успехи  в  обучении и воспитании учащихся», а также  грамотой Командующего  Западно-Сибирским  военным  округом   «За  успехи в  работе школы  по  военно-патриотическому воспитанию» и Почётной грамотой от Всероссийского оргкомитета при Министерстве просвещения РСФСР за высокие результаты во Всесоюзном смотре-конкурсе по военно-патриотической  работе школ и педучилищ, посвящённом 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.  В  1995 году была вручена Почётная грамота от Комитета по образованию Администрации Омской области коллективу учащихся Сосновской средней школы, занявшей место в поисковой операции «Экологические проблемы родного края», посвящённой 60-летию образования Омской области.

    Неутомимая, плодотворная, творческая деятельность учителей Сосновской школы на протяжении нескольких десятилетий была по заслугам оценена государством. Звания «Заслуженный учитель школы РСФСР» получили Овсянкина Анна Александровна — учитель химии и Зенкович Семён Семёнович — учитель физики, директор школы. Отличниками  народного просвещения стали:

    1. Зенкович Семён Семёнович-учитель физики, директор школы
    2. Зенкович Валентина Александровна-учитель русского языка и литературы
    3. Григорьева Тамара Ивановна — учитель русского языка и литературы
    4. Казаков Фёдор Яковлевич- учитель истории
    5. Сусленко Иван Григорьевич- учитель географии
    6. Овсянкина Анна Александровна- учитель химии
    7. Чеглакова Любовь Петровна — учитель русского языка и литературы
    8. Овчаренко Вера Петровна- учитель начальных классов
    9. Колодина Валентина Васильевна- учитель начальных классов
    10. Стрепетилова Нина Львовна-учитель биологии
    11. Шушунова Мария Петровна — учитель начальных классов
    12. Алексеенко Галина Алексеевна — учитель начальных классов
    13. Рудакова Мария Фёдоровна — учитель начальных классов
    14. Денежкин Николай Яковлевич- учитель начальных классов, воспитатель интерната
    15. Бибиков Василий Антипович – учитель НВП
    16. Бибикова Зоя Ивановна- учитель начальных классов
    17. Дзюба Мария Ивановна- учитель географии
    18. Махинич Прасковья Трофимовна – учитель музыки
    19. Чепурная Раиса Пантелеевна – учитель математики
    20. Дружинина Екатерина Тимофеевна- учитель истории и обществоведения
    21. Блажчук Евгения Васильевна (награждена медалью «За трудовую доблесть»)
    22. Саввон Наталья Александровна- учитель истории и обществоведения.

                   Звания «Почётный  работник общего образования» были удостоены Голик Валентин Петрович — учитель истории и обществоведения, директор школы и Мартынова Надежда Николаевна-  учитель математики, заместитель директора по УВР.

               Работа педагогического коллектива не могла не повлиять на выбор профессиональной деятельности. Получив профессию учителя,  в Сосновской школе работали её бывшие ученики – Зенкович Валентина Александровна,  Шрамова (Костомарова) Елизавета Ефремовна, Махинич Прасковья Трофимовна, Григорьева Тамара Ивановна, Бибикова Зоя Ивановна,  Стрепетилова Нина Львовна, Урманчеев Фатык Ибрагимович, Чепурная (Заболотько) Раиса Пантелеевна, Бугаева (Горовая) Ирина Ильинична, Чернорай (Зенкович) Галина Семёновна, Чернорай Виктор Павлович, Пустовой Борис Яковлевич, Страшинская Александра Никитична, Ферулёва (Чеглакова) Людмила Андреевна, Навальная (Пустовая) Нина Яковлевна,  Головченко Нина Ивановна, Валиулина Наталья Николаевна, Тетерина (Зенкович) Татьяна Семёновна,  Фром (Нейман) Галина Яковлевна, Скачков Александр Николаевич, Морозова Галина Витальевна, Кулишова (Бредова) Любовь Ивановна, Ферулёв Иван Юрьевич, Гергерт Любовь Николаевна.

            И сейчас в школе работают её выпускники – Дудина (Кузьмяк) Любовь Павловна, Широкова Ольга Ивановна, Кирьяш (Шкурко) Елена Анатольевна, Гущина (Коврига) Наталья Евгеньевна, Скачкова (Кливер) Ирина Андреевна, Кабанова (Горовая) Ирина Николаевна, Табачук Александр Александрович, Берковский Виталий Николаевич, Бибикова (Загребельная) Ирина Николаевна, Степаненко (Пугачевская) Зоя Валентиновна,  Мищенко (Клипак) Елена Ивановна, Фирсина (Коврига) Александра Евгеньевна, Шмидт (Брунгардт) Елена Фёдоровна, Эшметова (Котенёва) Лариса Владимировна, Шестакова (Буц) Наталья Ефимовна, Сергиенко (Финк) Ирина Александровна, Рогозина (Воронова) Надежда Александровна, Ферулёва (Колесник) Антонина Анатольевна, Ленькова Олеся Викторовна, Язовская Франц) Евгения Ивановна, Чулкова (Руденко) Оксана Александровна, Елеушева Айжан Муратовна, Леньков Евгений Викторович.

         Примечательно то, что сложились педагогические династии: Костомаровы -Дружинины,  Коврига – Фирсина – Гущина,  Головченко – Бибиковы, Клипак – Мищенко, Зенкович – Чернорай – Тетерина – Зябрева, Денежкины – Валиулина,  Бугаева – Кабанова,  Чеглаковы — Овчаренко – Ферулёвы.

        

    Образование и формы обучения

    Форма обучения - очная  

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie